КС РФ разрешил размещать НТО на земельном участке МКД

НТО на придомовой территории МКД теперь может находиться легально при условии выполнения определенных законодательных требований.

19 апреля 2021 г. Конституционный Суд Российской Федерации (КС РФ) принял Постановление от 19 апреля 2021 г. N 14-П согласно которому отныне разрешается размещать нестационарные торговые объекты (НТО) на придомовой территории многоквартирных домов (МКД).

КС РФ в своём Постановлении отметил, что «вместе с тем положения федерального законодательства не предполагают возможности для органов местного самоуправления — вопреки их конституционному предназначению и разграничению компетенции между Российской Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления в сфере регулирования имущественных отношений — самостоятельно, в качестве первичного нормотворчества вводить несоразмерные ограничения нестационарной торговли на придомовой территории, порождая тем самым произвольные препятствия для законной предпринимательской деятельности и ограничивая право собственника (участников долевой собственности) распоряжаться своим имуществом«.

Вопреки этому в Правилах благоустройства городов Калининграда, Ярославля и Перми, такие ограничения содержались, тем самым препятствовали реализовать собственникам своё право на распоряжение земельными участками (придомовой территорией) относящимся к общему имуществу собственников МКД, на что указывали заявители.

Помимо этого КС РФ указал, что «установление органами местного самоуправления регулятивных мер в отношении размещения нестационарных торговых объектов на придомовой территории многоквартирного дома не может быть произвольным, не основанным на законе и не отвечающим требованию соразмерности, должно предусматривать разумную дифференциацию, опирающуюся на сбалансированное сочетание интересов собственников помещений в этом доме, предпринимателей и местного сообщества в целом. Тем самым подобного рода меры не должны лишать размещение нестационарных торговых объектов экономического смысла и порождать условия для недобросовестной конкуренции и оказания неправомерных предпочтений отдельным субъектам хозяйствования.»

В итоге КС РФ определил, что не должна полностью исключаться возможность размещения НТО собственниками придомовых участков на этих участках при условии, что данные участки поставленны на кадастровый учёт и не нарушаются другие законодательные требования установленные федеральным законодательством.

Могут предусматриваться требования к удаленности нестационарных торговых объектов от зданий и сооружений, к сочетанию нестационарных торговых объектов с иными элементами благоустройства, к внешнему облику и техническим (конструктивным) особенностям нестационарных торговых объектов и тому подобные требования.

Также, не должны устанавливаться такие требования, которые могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В течении последующего года органам местного самоуправления со дня вынесения Постановления КС РФ от 19 апреля 2021 г. N 14-П надлежит устранить в местных НПА подобные ограничения, если таковые имелись. Положения правил благоустройства запрещающие размещение нестационарных торговых объектов на данных земельных участках более не подлежат применению.