19 апреля 2021 г. Конституционный Суд Российской Федерации (КС РФ) принял Постановление от 19 апреля 2021 г. N 14-П согласно которому отныне разрешается размещать нестационарные торговые объекты (НТО) на придомовой территории многоквартирных домов (МКД).
КС РФ в своём Постановлении отметил, что «вместе с тем положения федерального законодательства не предполагают возможности для органов местного самоуправления — вопреки их конституционному предназначению и разграничению компетенции между Российской Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления в сфере регулирования имущественных отношений — самостоятельно, в качестве первичного нормотворчества вводить несоразмерные ограничения нестационарной торговли на придомовой территории, порождая тем самым произвольные препятствия для законной предпринимательской деятельности и ограничивая право собственника (участников долевой собственности) распоряжаться своим имуществом«.
Вопреки этому в Правилах благоустройства городов Калининграда, Ярославля и Перми, такие ограничения содержались, тем самым препятствовали реализовать собственникам своё право на распоряжение земельными участками (придомовой территорией) относящимся к общему имуществу собственников МКД, на что указывали заявители.
Помимо этого КС РФ указал, что «установление органами местного самоуправления регулятивных мер в отношении размещения нестационарных торговых объектов на придомовой территории многоквартирного дома не может быть произвольным, не основанным на законе и не отвечающим требованию соразмерности, должно предусматривать разумную дифференциацию, опирающуюся на сбалансированное сочетание интересов собственников помещений в этом доме, предпринимателей и местного сообщества в целом. Тем самым подобного рода меры не должны лишать размещение нестационарных торговых объектов экономического смысла и порождать условия для недобросовестной конкуренции и оказания неправомерных предпочтений отдельным субъектам хозяйствования.»
В итоге КС РФ определил, что не должна полностью исключаться возможность размещения НТО собственниками придомовых участков на этих участках при условии, что данные участки поставленны на кадастровый учёт и не нарушаются другие законодательные требования установленные федеральным законодательством.
Могут предусматриваться требования к удаленности нестационарных торговых объектов от зданий и сооружений, к сочетанию нестационарных торговых объектов с иными элементами благоустройства, к внешнему облику и техническим (конструктивным) особенностям нестационарных торговых объектов и тому подобные требования.
Также, не должны устанавливаться такие требования, которые могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В течении последующего года органам местного самоуправления со дня вынесения Постановления КС РФ от 19 апреля 2021 г. N 14-П надлежит устранить в местных НПА подобные ограничения, если таковые имелись. Положения правил благоустройства запрещающие размещение нестационарных торговых объектов на данных земельных участках более не подлежат применению.